Основные категории > Цифровое естествознание

Информация и смысл

(1/16) > >>

sam gorelik:
Учитывая, что в работах Клода Шеннона по информации не рассматривался смысл (значение) поступающей информации, а в ряде случаев это принципиально, Ю.А. Шрейдер предложил «Семантическую теорию информации».

*
* Так «…результаты анализа или оценки одного и того же произведения литературы или искусства, полученные разными критиками или в разное время, часто не совпадают между собой даже по основным, принципиальным вопросам. Всё это показывает, что восприятие эстетическое не является абсолютным, зависящим лишь от того, что воспринимается, от «информации», заключённой в объекте восприятия, от самого художественного произведения.

*
* Поскольку в процессе восприятия участвует приёмник, воспринимающий эстетическое сообщение, то результаты анализа и оценка сообщения существенно зависят от свойств самого приёмника. В связи с этим нельзя не сказать о некоторых подходах кибернетики к вопросам эстетического восприятия, которые, в частности, могут способствовать объективной оценке художественного произведения.

*
* Естественно, что при такой постановке задачи эти подходы должны учитывать семантическую (смысловую, или содержательную) сторону произведений, а также способность приёмника извлечь из произведения «художественную», эстетическую  информацию.

*
* Некоторые аспекты теории информации имеют непосредственное приложение к исследованию восприятия художественных произведений. Так, в последнее время за рубежом и в нашей стране проводятся исследования, связанные с разработкой семантических аспектов теории информации.

*
* В общих чертах один из таких аспектов, разрабатываемых Ю. А. Шрейдером, заключается в следующем. Поскольку информация I, которую получает приёмник из сообщения Т, существенно зависит от свойств самого приемника, вводится в рассмотрение понятие тезауруса θ приёмника. В словарной практике тезаурусом принято называть одноязычный ассоциативный словарь, в котором указаны различные смысловые связи между словами. Тезаурус θ, как и всякий справочник, отражает сведения, накопленные к определённому моменту времени некоторым индивидуумом (приёмником). В частности, он характеризует способность этого индивидуума воспринимать те или другие сообщения. Информация I, получаемая приёмником, характеризуется как принимаемым сообщением Т, так и степенью изменения тезауруса θ, т. е. I = I (Т, θ).

*
* Иначе говоря, количество информации I (Т, θ), содержащееся в сообщении Т относительно тезауруса θ, характеризуется степенью изменения тезауруса под действием воспринимаемого сообщения. Очевидно, что из одного и того же сообщения разные приёмники (с разными тезаурусами) извлекают неодинаковую информацию. Вследствие неподготовленности данный тезаурус вообще может не воспринять некоторые (непонятные ему) сообщения. Последние для данного приёмника не несут никакой информации (приемник получил нулевую информацию), и в этом случае его тезаурус не изменился. Но нулевую информацию приёмник получает также и в случае, если он воспринимает уже известное сообщение. В обоих этих случаях тезаурус приёмника не изменяется и I (Т, θ) = θ.

*
* Таким образом, семантическая теория информации признаёт, что большую роль при восприятии сообщения играет «настройка», «предпрограммирование», подготовленность приёмника.
Поэтому из некоторого данного сообщения примитивный тезаурус информации не извлекает, развитый тезаурус «понимает» сообщение и получает максимальную информацию, а перенасыщенный тезаурус также информации не получает из-за слишком хорошей подготовленности.
Так, например, одно и то же «сообщение» - учебник по высшей математике дошкольнику не даёт никакой информации (тезаурус неподготовлен), студенту-математику даёт максимум информации, а профессору-математику опять-таки не даёт никакой информации (тезаурус перенасыщен).

*
* Аналогично и для восприятия художественного произведения (в частности, музыкального) приемник должен обладать некоторым тезаурусом в данном виде искусства. Художественная, или эстетическая, информация, содержащаяся в данном произведении, отлична от нуля лишь для некоторого диапазона тезаурусов…».

Источник: http://vikent.ru/enc/1379/

Сергей Заикин:
Смысл это совокупность связей понятия с другими понятиями.
Этим объясняется зависимость понимания информации в принимающем ее субъекте.
Информация это мера относительности понятий.

Однако данная статья базируется на "количественной" теории информации, которая неверна. Об этом уже сказано:
1. Каждый фрагмент информации имеет свой эксклюзивный смысл.
2. Эксклюзивность смысла не позволяет складывать информацию математически, количественно.
3. Математике, как одному из вариантов стандартов языка, в теории информации нужно дать отставку.

sam gorelik:

--- Цитата: Сергей Заикин от Август 24, 2015, 09:08 ---Смысл это совокупность связей понятия с другими понятиями.
Этим объясняется зависимость понимания информации в принимающем ее субъекте.
Информация это мера относительности понятий.

Однако данная статья базируется на "количественной" теории информации, которая неверна. Об этом уже сказано:
1. Каждый фрагмент информации имеет свой эксклюзивный смысл.
2. Эксклюзивность смысла не позволяет складывать информацию математически, количественно.
3. Математике, как одному из вариантов стандартов языка, в теории информации нужно дать отставку.

--- Конец цитаты ---
1. Что такое фрагмент информации? 
2. Разве в математической логике нет операций над смысловой информацией? И в языках программирования. Конечно, все не ограничивается сложением. О математической лингвистике не слышали?
3. Отставку надо дать устаревшим воззрениям. А математика переживет и меня и Вас. Ведь ей уже больше 2-х тысяч лет, а все еще молодится.

Сергей Заикин:

--- Цитата: sam gorelik от Август 24, 2015, 18:39 ---
1. Что такое фрагмент информации? 
2. Разве в математической логике нет операций над смысловой информацией? И в языках программирования. Конечно, все не ограничивается сложением. О математической лингвистике не слышали?
3. Отставку надо дать устаревшим воззрениям. А математика переживет и меня и Вас. Ведь ей уже больше 2-х тысяч лет, а все еще молодится.

--- Конец цитаты ---
1. Фрагмент информации это бит, слово, фраза и т.д.
2. Математика естественно пытается выйти за традиционные рамки своей области действия (применимости), но это-то как раз и показывает, что ее область применимости ограничена. А те сферы, в которые математика пытается проникнуть, обладают своей спецификой, не свойственной традиционной математике. В частности информатику и программирование незачем относить к математике. Это уже самостоятельный дисциплины.
3. Логичнее вычленять суть различий новых наук от математики, чем пытаться распространять ее на новые сферы.



sam gorelik:

--- Цитата: Сергей Заикин от Август 27, 2015, 12:30 ---
--- Цитата: sam gorelik от Август 24, 2015, 18:39 ---
1. Что такое фрагмент информации? 
2. Разве в математической логике нет операций над смысловой информацией? И в языках программирования. Конечно, все не ограничивается сложением. О математической лингвистике не слышали?
3. Отставку надо дать устаревшим воззрениям. А математика переживет и меня и Вас. Ведь ей уже больше 2-х тысяч лет, а все еще молодится.

--- Конец цитаты ---
1. Фрагмент информации это бит, слово, фраза и т.д.
2. Математика естественно пытается выйти за традиционные рамки своей области действия (применимости), но это-то как раз и показывает, что ее область применимости ограничена. А те сферы, в которые математика пытается проникнуть, обладают своей спецификой, не свойственной традиционной математике. В частности информатику и программирование незачем относить к математике. Это уже самостоятельный дисциплины.
3. Логичнее вычленять суть различий новых наук от математики, чем пытаться распространять ее на новые сферы.

--- Конец цитаты ---

1. Фрагмент информации - бит? Хорошо! Какой в нем заложен смысл? Вы же все время о смысле?
2.Математика - "продажная девка америкосов"! ТАК????Лезет не в свои дела. Мешает   нормальным людям жить. Согласен. Не судите математику, да не судимы будете за свою ругательство.
3.Что логичнее ВЫЧЛЕНИТЬ в Ваших науках - вам решать. А другие без вас пусть решают. Имеют право!?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии